Ни для кого не секрет, что нынешняя пандемия нового коронавируса COVID-19 ударила по абсолютно всему, что нас окружает, пошатнула устои, которые поддерживали современное общество в течение достаточно длительного времени.
Мы все еще внутри этой пандемии, вовлечены в процесс если не разрушения, то кардинального изменения нашего мира. Впереди – экономический, социальный, культурный, возможно, политический кризисы, которые нам с вами также предстоит пережить, переварить для того, чтобы оказаться в новом мире, который, скорее всего, уже никогда не будет прежним.
Возможно, тема спорта в данных условиях не самая актуальная, однако, так кажется лишь на первый взгляд. Кризис, в котором оказался мир спорта уже сейчас самым прямым образом сказывается на обычных людях, так как спорт в современном мире – это и бизнес, и политика (вопреки завещанию барона де Кубертена), и социум, и культура. Спорт дает огромное количество рабочих мест, напрямую влияет на экономики целых стран, имеет огромное политическое (если вспомнить Олимпийские Игры в Китае или России и некоторые чемпионаты мира по футболу, например) и культурное (определенные спортивные форумы вроде велосипедного «Тур де Франс», лыжных Холменколленских Игр или супербоула в США являются национальным достоянием) значением. Поэтому, то, что происходит с мировым спортом во время этой пандемии имеет огромное значение.
Каждый вид спорта достоин того, чтобы поговорить о нем и сложившейся вокруг него ситуации, не говоря уже о таком событии, как Олимпийские Игры, которые на данный момент были перенесены на 2021 год. Но, в этой статье мы хотели бы немного остановиться на велоспорте, или, точнее, на профессиональном велоспорте.
С марта этого года велосипедные соревнования, как и любые другие спортивные мероприятия, были отменены по всему миру. Большие международные гонки, которые собирают вдоль дорог вплоть до миллиона болельщиков, отменялись одна за одной, пока все полностью не подвисло в условиях полной неизвестности из-за вируса, шагающего по миру гигантскими шагами.
Уже сейчас, в начале мая, после практически двухмесячного перерыва в гонках (чего не случалось со времен Второй Мировой Войны) можно констатировать, что из-за многочисленных ограничений, введенных различными странами, профессиональные гонки не начнутся раньше августа, то есть впереди еще три месяца полного простоя. По самой последней информации, которую на днях опубликовал Международный Союз Велосипедистов (UCI), первые гонки в отдельных странах могут пройти не раньше первых чисел августа, а главное велосипедное событие в мире «Тур де Франс» возьмет свой старт 29 августа, будучи перенесенным на два месяца. Другие же большие гонки, как «Джиро д’Италия» или «Вуэльта Испании» и вовсе пройдут в октябре-ноябре, впервые в истории. А, например, самая знаменитая однодневная гонка в мире «Париж-Рубэ» (в 1994 году выигранная нашим соотечественником, знаменитым велогонщиком и впоследствии спортивным функционером Андреем Чмилем) намечена на 1 ноября. Представить каким будет «Северный Ад» (как чаще всего называют «Париж-Рубэ»), который проходит по самому северу Франции, 1 ноября пока достаточно сложно.
И, тем не менее, несмотря на все сдвиги и переносы, подавляющее число гонщиков и боссов профессиональных команд в открытую говорят о том, что готовы продлить сезон чуть ли не до Рождества, выступая в любых погодных условиях. А все для того, чтобы профессиональный велоспорт не погиб, потому что такая возможность более, чем реальна.
Наравне с футболом и национальными спортивными лигами США, профессиональный велоспорт – это масштабная бизнес структура, которая не только экономически, но и социально и политически влияет на жизнь не только отдельных городов или регионов, но
и целых стран. Однако, в отличии от футбола, бейсбола или хоккея, бизнес-модель профессионального велоспорта на 100% зависит от поддержки спонсоров, которые, в свою очередь, также зависят от экономической ситуации в мире. Если какая-либо компания испытывает определенные экономические трудности (коих в нынешних условиях очень много), содержание большой профессиональной команды (которое в год выливается в 15-20 миллионов евро) становится не выгодным. А если, при всем при этом команда ничего не делает и, фигурально выражаясь, просиживает штаны дома в отсутствии гонок пять месяцев подряд, то затраты становятся и вовсе бессмысленными.
В условиях, когда вынужденный перерыв в гонках будет продолжаться как минимум пять месяцев, очень многие компании, которые также терпят убытки из-за ограничительных или карантинных мер, отказываются от продолжения финансирования тех или иных велосипедных команд. Многие команды уже сейчас вынуждены урезать свои бюджеты, сокращать зарплаты и увольнять часть технического персонала.
Конечно, если в августе гонки и вправду, возобновятся, если «Тур де Франс», главная витрина велоспорта все же пройдет, то большинство спонсоров, скорее всего вернутся – после длительного спортивного перерыва, событие уровня «Большой Петли» безусловно привлечет огромное внимание людей по всему миру. Это способно удержать большинство профессиональных команд на плаву до тех пор, пока общая обстановка в мире, связанная с коронавирусом не придет в норму (если это возможно в принципе). А если эпидемиологическая ситуация не изменится и все спортивные мероприятия, в том числе и велосипедные, придется отложить до 2021 года? Что ж, тогда шанс, что профессиональный велоспорт исчезнет огромен.
Как говорилось выше, велоспорт на 100% зависит от спонсоров, в большинстве своем, частных коммерческих компаний. И если мир проживет за закрытыми дверями до конца года, большинству из них будет не до велоспорта – компании будут бороться за собственное выживание, а если выживут, в течение нескольких лет будут зализывать раны. Однако, велоспорт – это не только команды, но и гонки. А профессиональные гонки, в большинстве своем поддерживаются не только спонсорами, но и государством, через регионы и муниципалитеты. В течение последних лет многие гонки, даже в таких богатых местах планеты, как «Золотой Штат» Калифорния в США (еще в прошлом году было известно, что самая большая гонка в Северной Америке «Тур Калифорнии» в 2020 году не состоится из-за отсутствия финансовой поддержки) испытывают серьезные проблемы с финансированием, которые вынуждают организаторов отказываться от проведения гонок до лучших времен. Текущий кризис, связанный с пандемией, оставит после себя разоренные города и регионы, которым нужно будет думать о сиюминутной поддержке населения и о латании дыр в здравоохранении. В таких условиях искать финансовую поддержку для проведения велосипедных соревнований будет практически нереально.
Вот и окажется, что в 2021 году некому будет выступать на гонках, которых, впрочем, тоже не будет.
Конечно, это самый пессимистичный сценарий, и все искренне надеются, что летом вирус будет побежден, мир распахнет свои границы и за этим не последует новая вирусная вспышка, что все постепенно наладится и войдет в свою привычную (пусть немного измененную) колею. Несомненно, нам всем предстоит жить в новой реальности, тем не менее, мы надеемся, что эта реальность будет достаточно благосклонной к человечеству и спорту, как одной из важных составляющих цивилизации новой эры, начатой в 1896 году с воскрешения Олимпийских Игр Пьером де Кубертеном.