Тренер вратарей женских сборных Молдовы от U15 до национальной команды Анатолий Мигуль (Анатолий Мигуль) дал интервью Женским лицам молдавского футбола, рассказав об особенностях своей работы, а также ответил на вопрос о том, является ли футбол женским делом? Нельзя не отметить, что игрок сборной Молдовы U19 и клуба FC Belceanka Мария Теешану приняла участие в интервью и задала ряд интересных вопросов.Анатолий Мигуль является 11-кратным чемпионом Молдовы в качестве тренера в составе тираспольского «Шерифа».
— Настроение боевое. Да, сложные соперники, но нужно выходить и играть. По возможности набирать очки, чтобы в дальнейшем верили в процветание нашей сборной.
— В первую очередь, не хватает тренировочного процесса в клубе. Чтобы девочки были более квалифицированные в плане техники и тактики. Чтобы, приходя в сборную их не приходилось обучать, а ставить определенную задачу и решать ее. У нас в женском чемпионате играют совсем молодые девочки. Это хорошо, что они имеют такую возможность, но необходима квалификация, обучение.
— В женском коллективе всегда интересно. Женщины и девушки к тренировочному процессу относятся более серьезно. Да, мальчики тоже, но девушки, если у них не получается, они продолжают пытаться выполнить то, что от них требуют, они стараются. Плюс тут нужно уметь найти подход, чтобы не обидеть, а подбодрить, обучить тому, что я вижу в тренировочном процессе.
— В 2015 году у нас было только две девушки, которые играли за границей. Сегодня у нас 14 девочек, которые играют за пределами страны. Это уже плюс. Они играют и на Кипре, в Румынии. Отношение стало более профессиональным. Если ты не готов, то не играешь. Там платят деньги, а, чтобы играть в составе, нужно быть готовыми.
— Выбора большого нету, но я ими доволен. У нас по два вратаря в сборных. В национальной сборной есть Наталья Мунтяну (Munteanu Natalia). Очень хороший вратарь, даже на уровне мужских команд. Перспективная футболистка, но у нее пока нет возможности где-то закрепиться в хорошей команде и играть. За сборную она показывает довольно хорошие результаты. На европейском уровне она не хуже.
— Легче работать с национальной сборной.
— Надо и талант иметь и желание. Быть вратарем не так-то легко. Нужно держать удар, это падения. Поэтому, когда смотришь на девочек, нужно иметь и талант, и желание. Не каждый хочет играть в воротах. Большинство играют в поле, а тех, кто слабее, ставят в ворота.
— Естественно. Переживаешь, сидя на скамейке и чувствуешь свою вину. В чем? Не донёс до вратаря, нужно было еще что-то донести. Хоть на тренировках и стараешься разложить по полочкам. Игра – это экзамен для вратаря и тренера. Тут уже определяешь, какие слабые моменты есть и над чем нужно работать.
— С «Шерифом» (Fc Sheriff Tiraspol) в 2015 году мы заняли третье место и нас уволили. Я дал паузу, отпуск от тренерской работы. Тогда мне пришло предложение поработать в женской сборной. На тот момент не было работы, и я решил попробовать. Начинал с национальной команды, а затем перешел на работу со всеми возрастами. Интересно смотреть на развитие вратаря, начиная с маленького возраста и перехода его в сборную постарше.
— Если посмотреть чемпионат мира или Европы, где играют женщины, какой уровень футбола они показывают, с какой самоотдачей, можно сказать, что не сильно отличается от мужского. Даже в жестких моментах, игра головой… Когда женщины играют головой, для меня эта катастрофа. Когда вижу, как они играют за границей и как бьют, понимаешь, что этому можно научиться.
— Жена сначала, как и любая женщина, ревновала. Но у нас нормальное взаимопонимание. Жена тоже любит спорт, может быть даже больше, чем я. Домой приезжаю, а по телевизору спортивная программа. Нормально относится.
— Есть вратари в Европе, которые покрывают ворота не хуже мужчин, вытаскивают мячи и из верхних углов и нижних. Все зависит от того, как ты его подготовишь, какие у него антропометрические данные. Это спорный вопрос.
— Мы проходим все пункты предыгровой подготовки, смотрим информацию, обрабатываем. Доношу в каких моментах и что делает противник, какие подачи, удары, как играть на стандартах. Дальше у них в игре есть возможность — это предотвратить.
— Пащенко? (Сергей Пащенко (Sergey Pasenko)
— Это оценка со стороны. Я со многими воспитанниками общаюсь. У нас хорошие взаимоотношения. Они всегда просят какую-то информацию, что-то по тренировочному процессу. Я всегда нахожу общий язык. Они оценивают. Спасибо им большое за поддержку. Их оценка много значит.
— Было много воспитанников, практически все раскрывали потенциал. Вратарь – это такая позиция, когда могут быть 2-3 голкипера в команде, и ты не всегда первый. Степа Сикач (Stepan Sikach) сейчас раскрылся, играет в «Динамо» Тбилиси (FC Dinamo Tbilisi) в основном составе. Стажила играет в Албании. Намашко (Станислав Намашко (Namasco Stanislav)) – номер один в своей команде. Из молодых вратарей Макогоненко номер один, а Пащенко (Сергей Пащенко (Sergey) как играющий тренер в «Шерифе», пошел по стопа своего тренера.
— В женскую сборную Молдовы приезжала вратарь из Италии, как вам ее уровень?
— Антропометрические данные не очень хорошие. А так, она игровая, с желанием, техника хорошая. В принципе она мне понравилась.
— План на тренировки в сборной всегда один и тот же?
— Всегда стараюсь преподнести новое, интересное. Постоянных тренировок нет. Даже со стороны говорят, что у нас нет одних и тех же тренировок. Если что-то постоянное, оно приедается. Когда что-то новое, разнообразное, осмысленное, естественно им интересно, и мне с ними интересно.
— Главный тренер советуется с вами, кого выпустить в воротах с первых минут?
— Конечно, мы всегда обсуждаем это. У нас полное доверие.
— Где вы набирались тренерского опыта?
— Когда я играл, сам готовил себя к тренерской работе, плюс у нас не было тренера по вратарям. Только играя в Болгарии у меня появился тренер по вратарям. Мне было 34 года.
Покупал книжки, смотрел, как ловить мяч, как падать, сам себя готовил. Нельзя говорить, что легко тренировать. Когда была первая тренировка, я не знал с чего начинать, хотя сам себя готовил. Нужно выстроить конкретный план работы, направление.
Первое время в «Шерифе-2» в плане тренировок было сложно, но постепенно втянулся. Со временем прогрессировал. Сначала набирался опыта во второй команде, а затем уже в «Шерифе».
— Какой была ваша реакция, когда впервые увидели, что условно Наталья Мунтяну или Рита Панова играют в поле? В мужском футболе такое ведь невозможно.
— Было странно, что Наташа играла у нас центрального защитника, а в Беларуси играла в воротах. Она говорила: «Николаев проверьте, я вратарь». Но у нас не было такой возможности. Была Затушевская и Панова. Вопрос третьего вратаря не стоял, и они были готовы к этому.
Затем Затушевская закончила, Панова перестала играть, и мы начали работать с Мунтяну. Уже в матчах я увидел, что да, у нее очень большие возможности стать очень хорошим вратарем. Она уже стала, но всегда нужно прогрессировать.
— И все же о реакции? Рита Панова также играла в нападении.
— Это в принципе нормально, когда вратарь играет в нападении. Голкипер знает, как вратарь действует при выходе один в один. На этом опыте она может определить, как действует соперник. Это тоже хороший опыт, но желательно вратарю играть в воротах.
— Есть вероятность, что Бьянка Друцэ и вовсе перейдет играть в поле. Это потеря?
— Конечно, это потеря. У нас ограниченное количество вратарей. Молодежь подрастает. Есть Куцуруба, Думик, которые через год уже будет в национальной сборной. Но на сегодняшний день это потеря. Со вторым вратарем придется определяться.
— Что бы вы посоветовали ей?
— Я говорил Пановой, что ты не нападающий, ты вратарь. Что можно сказать Бьянке? Это ее выбор. Она и в поле хорошо играет, и в воротах. Тут ей нужно определиться, где хочет играть и прогрессировать.
— Что сказали Наташе Мунтяну после 0-7 от Чехии?
— Сказал, что она в принципе нормально сыграла. Не Наташа Мунтяну сыграла на 0:7, а вся команда. Ошибки были командные. Я сказал, молодец. Были моменты, в которых она сыграла здорово. Все же уровень у сборной Чехии очень высокий.
Нам же нужно повышать уровень наших футболисток. Тем женщинам, которые играют в национальной сборной, нужна конкуренция. Тогда они будут более ответственно относиться. В некоторых моментах не хватало самоотдачи или технических качеств.
— Как сами переживаете такие моменты?
— В такие моменты никто нормально к этому не относится. Когда выходишь, хочется иметь «ноль» сзади, а там, получится забить, здорово. Все равно остается осадок. Если проигрывать, то минимально. Хочется, чтобы сборная Молдовы прогрессировала.
Мы обыгрывали Литву, играли вничью с Израилем (0:0), побеждали Андорру (6:0). Хочется чего-то такого эмоционального, а не ждать, что проиграем 0:7 и выходить на игру, о, проиграем. Нужно выходить с мыслью о победе.
— Верите, что молдавский футбол в целом и женский в частности однажды все же выйдет на более высокий уровень? Фестивали тому способствуют? Нужное дело?
— Думаю, что со временем молдавский футбол выйдет на более высокий уровень. У нас и был высокий уровень, когда «Шериф» соперничал с «Зимбру» в мужском футболе, «Конструкторулом», не знаешь, выиграет или нет. Были хорошие битвы, в которых решались чемпионские звания. А когда с самого начала команда за 3-4 тура знает, что выиграла чемпионат, это не интересно, а когда есть интрига, это интересно.
Думаю, со временем наша Республика выйдет из экономического кризиса. Когда есть деньги, можно развивать любые виды спорта. В свое время в Молдове были хорошие спортсмены. В Тирасполе при Союзе было шесть команд мастеров. Думаю, у нас при правильной постановке вопроса все это можно вернуть.
Фестивали? Это нужно. Необходимо прививать детям любовь к спорту, здоровому образу жизни. Может быть ввести урок футбола в школах. Может это и давало бы развитие футбола в нашей стране.
Блиц от вратарей
— Почему решили работать с женскими сборными, долго ли думали над этим, и не жалеете ли?
— Раздумий не было. Я знал, что есть опыт работы с вратарями, разве что женщин не тренировал. На первой тренировке был в замешательстве, что нужно дать, как они будут падать. Я перешел не задумываясь. Мне нравится работать с женскими сборными. Думаю, если спросить девушек, у них адекватное отношение ко мне и работе. Мы находим общий язык.
— Какой самый забавный или смешной момент был в карьере?
— Был такой момент при Советском союзе, когда мы играли во второй лиге, девятая зона. Мячей не было и их красили белой краской. Прожектора находились немного ниже, когда мяч летел, он из далека казался маленьким, а когда прилетал – большой, и я думал: «Как его поймать»? Происходило искажение.
Были курьезные моменты, как у всех вратарей, и пропустишь, и потащишь. Играли с командой из Гродно, мы выиграли 3:0, не знаю, что я съел, но потащил все мячи, и из девятки, штрафные. У каждого вратаря есть матч, который запоминается.
— В каком возрасте завершили карьеру, за какие клубы играли и где понравилось больше всего?
— Я закончил в 41 год. Поиграл я во все виды футбола, и в футзал и мини-футбол. Начинал я карьеру в Одессе, а интереснее всего было за границей в Болгарии. Закончил в Молдове.
— Какими качествами должен обладать хороший вратарь?
— Держать удар, реакция, взрывные качества, любить свою позицию вратаря, относиться к этому очень серьезно. Бывает, сыграешь в одном моменте удачно, и от этого зависит результат команды. Умение играть ногами. В женское футболе – длинные передачи, вынос с рук. Это проблематично, не у всех получается.
Наташа и Рита здорово играют ногами. У них это заложено с детства. Смотришь на девочек младше, у них есть желание, но нет подготовки. Начинаешь обучать игре ногами, выносу от ворот. За то время, которое они находятся в сборной, я не могу это усовершенствовать.
Желательно, чтобы девочки-вратари приходили уже обученные. Тогда легче заниматься спецификой.
Есть более мужская черта, когда они идут в единоборства, не боятся ударов, это тоже много значит. Удары – сложность для женщин. Их нежные ручки должны отражать более сильные удары. Тут нужно немного мужского характера. Когда ты это видишь, понимаешь, что этот человек может стать вратарем.