Анатолий Мигуль: «В Молдове есть вратари, которые играют на уровне мужских команд. На европейском уровне они не хуже»

Тренер вратарей женских сборных Молдовы от U15 до национальной команды Анатолий Мигуль (Анатолий Мигуль) дал интервью Женским лицам молдавского футбола, рассказав об особенностях своей работы, а также ответил на вопрос о том, является ли футбол женским делом? Нельзя не отметить, что игрок сборной Молдовы U19 и клуба FC Belceanka Мария Теешану приняла участие в интервью и задала ряд интересных вопросов.
 
Анатолий Мигуль является 11-кратным чемпионом Молдовы в качестве тренера в составе тираспольского «Шерифа».
 
— Анатолий, как настроение перед очередными матчами квалификации уже со сборной U19?

— Настроение боевое. Да, сложные соперники, но нужно выходить и играть. По возможности набирать очки, чтобы в дальнейшем верили в процветание нашей сборной.
 
— Мне всегда казалось, что 15,17, 19, это то время, когда нет непобедимых соперников, пусть условно играет против тебя Англия или как недавно U17 – и Швейцария.
— Это вопрос психологии. Здесь надо быть уверенным в своих действиях, не бояться играть. Думаю, что все одинаковые. Да, может быть в Швейцарии более развитый женский футбол, но с той же Турцией U17 играла на уровне, с Румынией. Тут уже можно говорить про удачу, которой не хватило. Забитый гол всегда приносит уверенность. Всегда нужно забивать и не пропускать.
 
— Обычно эти вопросы где-то в середине интервью, но тут актуально. Чего не хватает, чтобы Молдова начала побеждать?

— В первую очередь, не хватает тренировочного процесса в клубе. Чтобы девочки были более квалифицированные в плане техники и тактики. Чтобы, приходя в сборную их не приходилось обучать, а ставить определенную задачу и решать ее. У нас в женском чемпионате играют совсем молодые девочки. Это хорошо, что они имеют такую возможность, но необходима квалификация, обучение.
 
— Как вам работается в женском коллективе?
— В женском коллективе всегда интересно. Женщины и девушки к тренировочному процессу относятся более серьезно. Да, мальчики тоже, но девушки, если у них не получается, они продолжают пытаться выполнить то, что от них требуют, они стараются. Плюс тут нужно уметь найти подход, чтобы не обидеть, а подбодрить, обучить тому, что я вижу в тренировочном процессе.

Анатолий Мигуль, Ольга Бужор, Ольга Русакова, Елена Субботина, Николай Мандриченко, Александра Бабой
Переход из мужского футбола в женский получился немного сложноватым. Сначала не знал, с чего начинать, потому что это женщины, а с мальчиками проще. Но мне, допустим, интересно работать в женском коллективе.
 
— Вы работаете со всеми возрастами с 2015 года. Как изменились команды? Стали ли они сильнее?
— В 2015 году у нас было только две девушки, которые играли за границей. Сегодня у нас 14 девочек, которые играют за пределами страны. Это уже плюс. Они играют и на Кипре, в Румынии. Отношение стало более профессиональным. Если ты не готов, то не играешь. Там платят деньги, а, чтобы играть в составе, нужно быть готовыми.
 
Одна из девушек национальной сборной говорит: «Николаевич, вы видите, мы стали сильнее быть». Я говорю: «Да, я обратил на это внимание». Это говорит о том, что они работают индивидуально и есть осмысленность их работы, чтобы достичь каких-то результатов.
 
— Что скажете о вратарях? Довольны ими?
— Выбора большого нету, но я ими доволен. У нас по два вратаря в сборных. В национальной сборной есть Наталья Мунтяну (Munteanu Natalia). Очень хороший вратарь, даже на уровне мужских команд. Перспективная футболистка, но у нее пока нет возможности где-то закрепиться в хорошей команде и играть. За сборную она показывает довольно хорошие результаты. На европейском уровне она не хуже.

Анатолий Мигуль, вратарь Наталья Мунтяну
Есть Маргарита Панова (Margarita Panova), очень одаренный вратарь, но из-за проблем со здоровьем она не играет. Жаль, потому что у нее дар от природы. Мы говорили с ней, но она отказалась, потому что здоровье дороже.
 
Затушевская тоже закончила. У нас нет профессионального женского футбола. Поэтому за границей они дольше играют, потому что там более профессиональное отношение. Если бы у нас при каждом клубе были женские команды, может и уровень бы поднимался. А так, у нас есть Тирасполь, Бельцы, Кагул, Чобручи, Ниморены, а в Кишиневе не очень развит женский футбол.
 
Тренеры, которые занимаются с девочками, проделывают большую работу. Это тяжелый труд – найти девочек, обучить их. Многие занимаются индивидуально.
 
В других чемпионатах 4-5 лиг, а у нас одна высшая лига и выбрать сложно. Бывает, что играют и за младших, и за старших. Нет конкретики и пропорциональности.
 
— Как тренеру всех возрастов, с кем легче работается?

— Легче работать с национальной сборной.
 
— Нужно ли иметь талант, чтобы стать вратарем, или это приходит с тренировками?

— Надо и талант иметь и желание. Быть вратарем не так-то легко. Нужно держать удар, это падения. Поэтому, когда смотришь на девочек, нужно иметь и талант, и желание. Не каждый хочет играть в воротах. Большинство играют в поле, а тех, кто слабее, ставят в ворота.
 
— Чувствуете ли вы свою вину, когда вратарь не выполняет установку?
— Естественно. Переживаешь, сидя на скамейке и чувствуешь свою вину. В чем? Не донёс до вратаря, нужно было еще что-то донести. Хоть на тренировках и стараешься разложить по полочкам. Игра – это экзамен для вратаря и тренера. Тут уже определяешь, какие слабые моменты есть и над чем нужно работать.
 
Вы более 10 лет проработали в «Шерифе», 11 раз становились чемпионом Молдовы. Потом была «Олимпия», тоже был яркий эпизод в вашей карьере. В итоге вы оказались в женском футболе, как?

— С «Шерифом» (Fc Sheriff Tiraspol) в 2015 году мы заняли третье место и нас уволили. Я дал паузу, отпуск от тренерской работы. Тогда мне пришло предложение поработать в женской сборной. На тот момент не было работы, и я решил попробовать. Начинал с национальной команды, а затем перешел на работу со всеми возрастами. Интересно смотреть на развитие вратаря, начиная с маленького возраста и перехода его в сборную постарше.
 
— 90% говорят, футбол – не женское дело, что скажете вы?
— Если посмотреть чемпионат мира или Европы, где играют женщины, какой уровень футбола они показывают, с какой самоотдачей, можно сказать, что не сильно отличается от мужского. Даже в жестких моментах, игра головой… Когда женщины играют головой, для меня эта катастрофа. Когда вижу, как они играют за границей и как бьют, понимаешь, что этому можно научиться.
 
Чем еще хорош женский футбол. Если сбивают, они не валяются как мужики по два часа на поле, они встают и играют. Только в том случае лежат, если действительно серьезная травма. В этом истинный женский футбол. Женщины всегда играют более строго и дисциплинированно, относятся с душой.
 
Мы играли с Францией, Италией, Бельгией. Даже проиграв Бельгии, игра понравилась. Как они подготовлены, на скоростях, с ударом, выкладываются во всех моментах с душой, с любовью к футболу. Это удивило. Интересно, как там это все поставлено и развивается.
 
— Как дома воспринимают, что вы работаете с девушками?

— Жена сначала, как и любая женщина, ревновала. Но у нас нормальное взаимопонимание. Жена тоже любит спорт, может быть даже больше, чем я. Домой приезжаю, а по телевизору спортивная программа. Нормально относится.
 
— Главный тренер женской команды «Челси» говорила о том, что ворота нужно уменьшить в женском футболе, бред?

— Есть вратари в Европе, которые покрывают ворота не хуже мужчин, вытаскивают мячи и из верхних углов и нижних. Все зависит от того, как ты его подготовишь, какие у него антропометрические данные. Это спорный вопрос.
 
— Я видел вратаря женской сборной Польши, которая не уступала мужским вратарям. Менять все можно, но смысл этого?
 
— Мунтяну у нас самая высокорослая. Я за последнее время заметил, что высота – проблема для вратарей в женском футболе. Много голов пропускают по воздуху…Для мальчиков, мужчин это один из сложных элементов. А для девушек еще сложнее. Нужно и силовые качества включать, работать на этим. Если смотреть европейский футбол, там все это есть. Нам же нужно поставить тренировочный процесс, чтобы они были готовы.
 
— Как настраиваете девочек на игру?

— Мы проходим все пункты предыгровой подготовки, смотрим информацию, обрабатываем. Доношу в каких моментах и что делает противник, какие подачи, удары, как играть на стандартах. Дальше у них в игре есть возможность — это предотвратить.

Тренировка ФК Шериф
— Прочитал одно интервью экс-вратаря «Шерифа». Он сказал, что вы держатель духа! Знаете, о ком я?
 
— Нет, Сикач (Stepan Sikach). Он сказал, что вы здорово работаете с начинающими футболистами и назвал вас великим человеком…

— Это оценка со стороны. Я со многими воспитанниками общаюсь. У нас хорошие взаимоотношения. Они всегда просят какую-то информацию, что-то по тренировочному процессу. Я всегда нахожу общий язык. Они оценивают. Спасибо им большое за поддержку. Их оценка много значит.
 
— Понимаю, что вы работали с большим количеством вратарей. Кем гордитесь больше всего? Кто разочаровал? Кто может не раскрыл свой потенциал?

— Было много воспитанников, практически все раскрывали потенциал. Вратарь – это такая позиция, когда могут быть 2-3 голкипера в команде, и ты не всегда первый. Степа Сикач (Stepan Sikach) сейчас раскрылся, играет в «Динамо» Тбилиси (FC Dinamo Tbilisi) в основном составе. Стажила играет в Албании. Намашко (Станислав Намашко (Namasco Stanislav)) – номер один в своей команде. Из молодых вратарей Макогоненко номер один, а Пащенко (Сергей Пащенко (Sergey) как играющий тренер в «Шерифе», пошел по стопа своего тренера.

— В женскую сборную Молдовы приезжала вратарь из Италии, как вам ее уровень?

— Антропометрические данные не очень хорошие. А так, она игровая, с желанием, техника хорошая. В принципе она мне понравилась.

— План на тренировки в сборной всегда один и тот же?

— Всегда стараюсь преподнести новое, интересное. Постоянных тренировок нет. Даже со стороны говорят, что у нас нет одних и тех же тренировок. Если что-то постоянное, оно приедается. Когда что-то новое, разнообразное, осмысленное, естественно им интересно, и мне с ними интересно.

— Главный тренер советуется с вами, кого выпустить в воротах с первых минут?

— Конечно, мы всегда обсуждаем это. У нас полное доверие.

— Где вы набирались тренерского опыта?

— Когда я играл, сам готовил себя к тренерской работе, плюс у нас не было тренера по вратарям. Только играя в Болгарии у меня появился тренер по вратарям. Мне было 34 года.

Покупал книжки, смотрел, как ловить мяч, как падать, сам себя готовил. Нельзя говорить, что легко тренировать. Когда была первая тренировка, я не знал с чего начинать, хотя сам себя готовил. Нужно выстроить конкретный план работы, направление.

Первое время в «Шерифе-2» в плане тренировок было сложно, но постепенно втянулся. Со временем прогрессировал. Сначала набирался опыта во второй команде, а затем уже в «Шерифе».

— Какой была ваша реакция, когда впервые увидели, что условно Наталья Мунтяну или Рита Панова играют в поле? В мужском футболе такое ведь невозможно.

— Было странно, что Наташа играла у нас центрального защитника, а в Беларуси играла в воротах. Она говорила: «Николаев проверьте, я вратарь». Но у нас не было такой возможности. Была Затушевская и Панова. Вопрос третьего вратаря не стоял, и они были готовы к этому.

Затем Затушевская закончила, Панова перестала играть, и мы начали работать с Мунтяну. Уже в матчах я увидел, что да, у нее очень большие возможности стать очень хорошим вратарем. Она уже стала, но всегда нужно прогрессировать.

— И все же о реакции? Рита Панова также играла в нападении.

— Это в принципе нормально, когда вратарь играет в нападении. Голкипер знает, как вратарь действует при выходе один в один. На этом опыте она может определить, как действует соперник. Это тоже хороший опыт, но желательно вратарю играть в воротах.

— Есть вероятность, что Бьянка Друцэ и вовсе перейдет играть в поле. Это потеря?

— Конечно, это потеря. У нас ограниченное количество вратарей. Молодежь подрастает. Есть Куцуруба, Думик, которые через год уже будет в национальной сборной. Но на сегодняшний день это потеря. Со вторым вратарем придется определяться. 

— Что бы вы посоветовали ей?

— Я говорил Пановой, что ты не нападающий, ты вратарь. Что можно сказать Бьянке? Это ее выбор. Она и в поле хорошо играет, и в воротах. Тут ей нужно определиться, где хочет играть и прогрессировать.

— Что сказали Наташе Мунтяну после 0-7 от Чехии?

— Сказал, что она в принципе нормально сыграла. Не Наташа Мунтяну сыграла на 0:7, а вся команда. Ошибки были командные. Я сказал, молодец. Были моменты, в которых она сыграла здорово. Все же уровень у сборной Чехии очень высокий.

Нам же нужно повышать уровень наших футболисток. Тем женщинам, которые играют в национальной сборной, нужна конкуренция. Тогда они будут более ответственно относиться. В некоторых моментах не хватало самоотдачи или технических качеств.

— Как сами переживаете такие моменты?

— В такие моменты никто нормально к этому не относится. Когда выходишь, хочется иметь «ноль» сзади, а там, получится забить, здорово. Все равно остается осадок. Если проигрывать, то минимально. Хочется, чтобы сборная Молдовы прогрессировала.

Мы обыгрывали Литву, играли вничью с Израилем (0:0), побеждали Андорру (6:0). Хочется чего-то такого эмоционального, а не ждать, что проиграем 0:7 и выходить на игру, о, проиграем. Нужно выходить с мыслью о победе.

— Верите, что молдавский футбол в целом и женский в частности однажды все же выйдет на более высокий уровень? Фестивали тому способствуют? Нужное дело?

— Думаю, что со временем молдавский футбол выйдет на более высокий уровень. У нас и был высокий уровень, когда «Шериф» соперничал с «Зимбру» в мужском футболе, «Конструкторулом», не знаешь, выиграет или нет. Были хорошие битвы, в которых решались чемпионские звания. А когда с самого начала команда за 3-4 тура знает, что выиграла чемпионат, это не интересно, а когда есть интрига, это интересно.

Думаю, со временем наша Республика выйдет из экономического кризиса. Когда есть деньги, можно развивать любые виды спорта. В свое время в Молдове были хорошие спортсмены. В Тирасполе при Союзе было шесть команд мастеров. Думаю, у нас при правильной постановке вопроса все это можно вернуть.

Фестивали? Это нужно. Необходимо прививать детям любовь к спорту, здоровому образу жизни. Может быть ввести урок футбола в школах. Может это и давало бы развитие футбола в нашей стране.

 

Блиц от вратарей

— Почему решили работать с женскими сборными, долго ли думали над этим, и не жалеете ли?

— Раздумий не было. Я знал, что есть опыт работы с вратарями, разве что женщин не тренировал. На первой тренировке был в замешательстве, что нужно дать, как они будут падать. Я перешел не задумываясь. Мне нравится работать с женскими сборными. Думаю, если спросить девушек, у них адекватное отношение ко мне и работе. Мы находим общий язык.

— Какой самый забавный или смешной момент был в карьере?

— Был такой момент при Советском союзе, когда мы играли во второй лиге, девятая зона. Мячей не было и их красили белой краской. Прожектора находились немного ниже, когда мяч летел, он из далека казался маленьким, а когда прилетал – большой, и я думал: «Как его поймать»? Происходило искажение.

Были курьезные моменты, как у всех вратарей, и пропустишь, и потащишь. Играли с командой из Гродно, мы выиграли 3:0, не знаю, что я съел, но потащил все мячи, и из девятки, штрафные. У каждого вратаря есть матч, который запоминается.

— В каком возрасте завершили карьеру, за какие клубы играли и где понравилось больше всего?

— Я закончил в 41 год. Поиграл я во все виды футбола, и в футзал и мини-футбол. Начинал я карьеру в Одессе, а интереснее всего было за границей в Болгарии. Закончил в Молдове.

— Какими качествами должен обладать хороший вратарь?

— Держать удар, реакция, взрывные качества, любить свою позицию вратаря, относиться к этому очень серьезно. Бывает, сыграешь в одном моменте удачно, и от этого зависит результат команды. Умение играть ногами. В женское футболе – длинные передачи, вынос с рук. Это проблематично, не у всех получается.

Наташа и Рита здорово играют ногами. У них это заложено с детства. Смотришь на девочек младше, у них есть желание, но нет подготовки. Начинаешь обучать игре ногами, выносу от ворот. За то время, которое они находятся в сборной, я не могу это усовершенствовать.

Желательно, чтобы девочки-вратари приходили уже обученные. Тогда легче заниматься спецификой.

Есть более мужская черта, когда они идут в единоборства, не боятся ударов, это тоже много значит. Удары – сложность для женщин. Их нежные ручки должны отражать более сильные удары. Тут нужно немного мужского характера. Когда ты это видишь, понимаешь, что этот человек может стать вратарем.

 

 

Беседовали: Мария Теешану (Masha Teeshanu), Дмитрий Плэмэдялэ.
📸 Фото: Вадим Кафтанат (Vadim Caftanat), ФК Шериф (Fc Sheriff Tiraspol)